Школьный психолог

Ищите статью “школьный психолог”? Вот она. Здесь собрана актуальная, свежая и важная информация по теме.

 

Многие учащиеся в школе на вопрос «Есть ли у вас в школе психолог?» ответят «Да, есть». «А чем же он занимается?» – многие ученики будут теряться в догадках. Школьный психолог — это как будто такой мифический персонаж, он где-то есть, но его почти никто не видел. На вопрос, «Какие функции у школьного психолога?», может дать четкий ответ, только управляющий школьный персонал. Давайте попробуем разобраться, что же это за «зверь» такой — школьный психолог, какова его деятельность?

 

Виды деятельности школьного психолога.

  1. Диагностическая деятельность. В школе диагностика ведется по двум основным направлениям — в области познавательной сферы и в области эмоционально-волевой и мотивационной сферы.

Познавательная сфера включает в себя исследование уровня интеллектуального развития — в начальной школе чаще всего используют два метода

метод экспресс диагностики интеллектуальных способностей – МЭДИС

метод диагностики по Кумариной. школьный психолог

Психолог выявляет какие именно знания нужно подтянуть у ребенка, в какую область знаний направить силы. На основе такой диагностики школьный психолог может дать рекомендации учителю и родителям, на какую сферу деятельности ребенка следует обратить особое внимание. Иногда, например, ошибки в правописании ребенка, могут быть связаны с тем, что у него не очень хорошо сформирован звуко-буквенный синтез, а совсем не потому, что ребенок глуп. Таких детей могут направить к логопеду, и через некоторое время проблемы с правописанием могут разрешиться.

Школьный психолог может так же провести диагностику функции внимания ребенка. Рассеянность внимания ученика в школе может стать проблемой в образовательном процессе. Коррекционная деятельность, направленная на улучшение внимания учителя — одна из функций школьного психолога. Есть несколько типов детей с особенностями внимания — некоторые дети могут быть включенными в деятельность в начале урока, но постепенно уровень внимания у них снижается и к концу урока, они сдают свои позиции. Есть дети, которые наоборот включаются в деятельность к концу урока. Концентрация внимания — очень важный фактор в работе с детьми. Учитывая в своей работе особенности каждого ребенка, учитель может продуктивно проводить свои уроки. Школьный психолог помогает учителям понять каждого ребенка и к каждому найти индивидуальный подход.

Очень важной диагностикой является диагностика памяти ребенка. Существуют дети, которые обладают отличной зрительной памятью — визуалы. Другие же прекрасно запоминают на слух — аудиалы. Кинестетики — таким детям нужно все попробовать на ощупь, так они лучше запоминают материал. Если с первыми двумя типами все понятно, то   для третьего типа нужны творческие занятия —  для запоминания букв, например, их можно слепить из пластилина или сложить из пластиковых букв слова.школьный психолог

Диагностика познавательной сферы помогает школьному психологу выявить проблемные зоны в развитии каждого ребенка, дать рекомендации, которые будут относиться к формированию групп для обучения по особенностям развития.

В эмоционально-волевой и мотивационной сфере задачей школьного психолога является выявление самооценки ребенка. Для этого используется методика анализа Люшера. Эмоциональное состояние ребенка является областью работы школьного психолога. Так же психолог измеряет уровень личностной тревожности в начальной школе, в старших классах измеряет школьную тревожностью. С помощью  методики Филлипса можно узнать, какой именно страх влияет на успеваемость ребенка. Высокий уровень тревожности ребенка может приводить к неврозам. Психолог должен выявить, что именно послужило такому поведению ребенка.

Школьный психолог способен провести анализ уровня мотивации ребенка. Диагностика проводится в начале и в конце года, для того чтобы выявить уровень изменений в динамике. Некоторые дети мотивируются только групповой деятельностью. Они способны продуктивно работать только в группах. Другие дети наоборот мотивированные на индивидуальный результат. Учитывая эти особенности, учителям на много легче работать с детьми

 

  1. Консультирование.

Важно знать, что школьному психологу запрещается работать с ребенком без письменного согласия на это родителей. На родительском собрании школьный психолог обычно рассказывает о своей деятельности и дает подписать согласие на работу с их детьми.

Консультирование проводиться с родителями или опекунами ребенка, с учащимися, с педагогическим составом школы, с администрацией школы.

Деятельность школьного психолога строго конфиденциальна.

Если речь идет об угрозе жизни ребенка, например, суицидальные наклонности или причинение вреда другому ребенку, то тут уже нужна особая помощь и передача ребенка другому психологу. Ребенка можно передать в центр психологической помощи детям и подросткам, для дальнейшей помощи.

школьный психолог

  1. Коррекционно-развивающая деятельность с помощью индивидуальных или групповых занятий.

Психолог проводит работу над исправлением особенностей психологического развития ребенка, не соответствующего нормальному уровню развития, коррекцию отклонений в развитии ребенка и помогает ему вписаться в учебный процесс. Так же он проводит профилактические работы по предотвращению негативного поведения ребенка. Можно выделить следующие проблемные ситуации, с которыми в силах работать школьный психолог:

  • не соответствие уровня развития ребенка его возрасту
  • не готовность к школьному обучению
  • низкий уровень мотивации к обучению
  • проблемы в общении с одноклассниками
  • неуспеваемость в учебе

Для помощь детям с перечисленными проблемами психолог использует разнообразные методики. Иногда это групповые или индивидуальные тренинги или разгрузочные сеансы, коррекционные занятия, уроки общения.

 

Профессия школьного психолога стала востребована не так давно. Чуть больше 10 лет назад школы начали задумываться над необходимостью внедрения в школьный процесс таких специалистов. На сегодняшний день стало ясно, что без школьного психолога процесс обучения не возможен.