Все ли в порядке с моим ребенком с точки зрения психологии?

В этой статье речь про ребёнка, который, как вам кажется «какой-то не такой» и «неплохо сводить бы его к психологу»

Из этой статьи вы узнаете:

  • Как работает психолог с детьми.
  • Гиперактивный ребёнок.
  • Занятия психолога с ребёнком.
  • Ребёнок как следствие психологии родителей.

 

Почему он ведёт себя так?

Причина, почему многие родители хотят отдать своего ребёнка психологу кроется в том, что у них появляется подозрение, что ребёнок «какой-то не такой». Причём это «какой-то не такой» может выражаться по разному. Например – кричит, плохо себя ведёт, энурез, не может заговорить, не может социализироваться.Психолог ребёнок

Во всех конкретных ситуациях причина всегда разная и, безусловно, давать этакие «всеобщие» советы невозможно.

К сожалению, чаще всего, на практике, приходится сталкиваться с другим. Я уже и забыл, когда мне приводили ребёнка с энурезом, нервным тиком или плохой социализацией. Чаще всего ребёнка приводят с запросом «он нормальный?». Дорогие читатели, у меня к вам вопрос. Как здесь быть психоаналитику? Нормальный ребёнок, по отношению к чему? К другим детям? Материнскому представлению о нормальности? Нормальный – это тот, кто не кричит? Слушается вас? А с чего вы решили, что это «нормально»? Понимаете к чему я клоню? Давайте с самого начала.

Ребёнок рождается нагим.

Ребёнок рождается абсолютно голым. Только родившись у него нет никаких ориентиров, он не знает, как жить, что делать и каковы правила игры. По мере роста физического, растёт и его психика. Иными словами, ребёнок не знает, как можно, а как нельзя. При этом объяснять, что можно, что нельзя – невозможно. Почему, спросите вы меня?  Очень просто. У ребёнка пока ещё нет структуры, которая позволила бы ему включить ваше объяснение в своё поведение. Ребёнок находится полностью во власти своих влечений, которые жаждут выхода. Постепенно приходит родители, и начинают его «контейнировать», т.е. придавать определённую форму этим влечениям.  Функция родителей сводится к тому, что бы придавать детям определённый внутренний «закон», который позволяет ребёнку ориентироваться в жизни.

У всех у нас есть этот «закон», он может быть строгим, может быть мягким, так или иначе – он должен быть. Закон придаёт структуру психики, структуру человеку, его сознанию. Закон позволяет ориентироваться в жизни, идти вперёд, достигать целей. Если закона нет, то чаще всего – это психоз и клиника душевнобольных в конце жизни. Вспомните реальных детей-маугли, оторванных от социума. У них нет речи, нет социального закона, они – животные.

Как вы теперь понимаете, родители нужны только для того, что бы адаптировать ребёнка через закон в социум. Какие рычаги для этого дала нам природа? Конечно же – влечение к ребёнку. Наслаждение этим ребёнком. Под этими словами я подразумеваю умиление от детей, радость от них, желание этим детям помогать и их воспитывать, т.е. наслаждаться ими. У данного наслаждения есть 1 большой и существенный минут – невозможность отказаться от этого наслаждения. Наслаждение на то и наслаждение, что прерывать процесс не хочется никогда, ни при каких обстоятельствах.

Ребёнок как объект наслаждения.

 

Вы, наверное, уже почувствовали, как я мастерски смещаю  внимание  с ребёнка на родителей. Это действительно так. Ведь именно родители дают ребёнку запрос «будь тем-то», ребёнок воспринимает это как «мать меня любить только когда я то-то». Вам кажется «почему нет?». По факту же это место не всегда, точнее «никогда» не является добрым, вечным и одухотворённым. Чаще всего это ужасные вещи. У одной моей анализантки было место «глиста в скафандре», как вы сами считаете, из этого места есть что-то позитивное? Родители дают место бессознательно, даже желая добра на сознательном уровне, бессознательное место не всегда хорошее.

Дабы легче было понимать, я дам вам реальный пример из моей практики.

Приводят ребёнка 8 лет. Запрос на анализ – гиперактивность ребёнка. Фраза матери «он стал слишком активным, я с ним не справляюсь». Вообще грамотный психолог здесь скажет «СТОП!» и сконцентрирует внимание не на ребёнка, а на мать. Ведь это мать не справляется, о чём сама и говорит «я  не справляюсь». В ходе анализа с ребёнком выясняется следующее. Родители

Психолог ребёнок

хорошие, можно сказать примерные, с точки зрения социума. Ребёнок в школе балуется, бегает, не может усидеть на месте.

Здесь нужно сделать ремарку. Всё поведение ваших детей предназначено только родителям. Даже если он в школе, на учёбе, всё его поведение там – предназначено бессознательно родителям.

Мы работаем с ребёнком через игру, в ходе которой он берёт 2 куклы и постоянно ставит их вместе. Представьте огромную кучу кукол, каждый раз, играя и заканчивая игру, мы складываем игрушки. При этом он берёт 2 куклы и кладёт их всегда рядом. С виду ничего такого. Ну, кладёт и кладёт… совпадение. Да нет, не совпадение. Делает он так на каждом анализе, каждый раз. Куклы представляют из себя игрушки. Одна – большой медведь, другая – небольшой медведь. Через время он даёт означающее большому медведю «мама», т.е. он берёт большого медведя со словами «я забыл маму взять». Ещё через время он отрабатывает агрессию через драку 2 кукол, маленького медведя и другой мягкой игрушки. Держа в руках маленького медведя, он говорит «я бью его». Т.е. здесь он означает маленького медведя как «я». В следующий раз, ребёнок кладёт 2 кукол рядом, аналитик даёт интерпретацию. «да, ты бы хотел быть с мамой всегда рядом». Эти слова цепляют ребёнка, после чего он замолкает и «уходит в себя». Поговорив с родителями, выяснилось следующее.

Ребёнок любим из области «всегда рядом». Ситуация сложилась в жизни так, что мама родила 2 ребёнка, разница у них 4 года, из-за кризиса и плохого финансового состояния, матери с отцом пришлось работать с в 2 раза больше, что бы зарабатывать достойной. Кроме того, на них повисли кредиты за ипотеку и автомобиль. Разумеется, это отразилось на детях. В итоге у ребёнка тревога.

С одной стороны он любим из области «всегда рядом», с другой стороны мамы рядом нет, как следствие – нужно сделать что-то, что бы быть всегда рядом. Решение ребёнком было найдено в том, что бы бегать, кричат, баловаться, быть слишком активным. Через стандартное «не бегай там, упадёшь», «не кричи» и пр, ребёнок хотел банальности – любви и внимания. Он хотел «быть всегда рядом».

Самое смешное, если бы ребёнку объяснили ситуацию, подобрали бы слова, рассказали бы что как – такого бы не было!

Вот вам классический пример гиперактивности ребёнка. Теперь скажите мне, читатель, как вы сами считаете, кто виноват в ситуации? Мать? Ребёнок?Психолог ребёнок

Я привёл вам хрестоматийный случай. Конечно, не надо теперь гиперактивность трактовать отсутствием внимания, это не всегда так. Ситуации всегда индивидуальны.

Иными словами, ребёнок находится в каком-то месте, в которое его помещают родители. Он живёт в этом месте и является его заложником, для него это – единственный способ выжить. Как только это место подшатывается – начинаются проблемы. Так же проблемы начинаются тогда, когда казалось бы, функция «законодателя» отсутствует как таковая. Ребёнка, например, перенянчивают, подтирают попу до 12 лет, сюсюкаются и разрешают практически всё, объясняя себе и другим «детям нельзя запрещать». На вопрос, где вы узнали, что детям нельзя ничего запрещать? Обычно отмалчиваются.

Да, детям нельзя ничего запрещать, если этот запрет не объяснён. Если вы скажите «не суй пальцы в розетку». Ребёнок вас не поймёт. Однако, если вы объясните, а какого лешего нельзя совать пальцы в розетку? Если вы подберёте слова – ребёнок вас поймёт.

Таким образом, функция родителя дополняется. Теперь эта функция законодателя и комментатора. Тебе нельзя ковыряться в носу, потому что это увидят люди и будут над тобой смеяться. Ну, нельзя бить девочек, потому что они слабые. Даже простое, казалось бы, элементарное объяснение – подходит. Главное подобрать ситуацию и слова так, что бы ребёнок это понял.

Посмотрите на мир с его позиции. Даже можно посмотреть на нас, на взрослых. Выпускаю закон «нельзя проезжать на красный сигнал светофора». Почему нельзя? Сразу же найдём комментарий «потому что сейчас проходят люди». Нельзя ругаться матом на полицейского. Почему нельзя? Найдём комментарий «это считается оскорблением»

Как работает психолог с детьми?

На самом деле всё индивидуально. Чаще всего вообще не нужно никуда обращаться, а достаточно пообщаться с ребёнком. Если уже

Психолог ребёнок

никак не получается – ищите хорошего психолога и идите к нему. Существует множество техник работы с детьми. Ниже я напишу, как работаю я.

Я стараюсь вести работу с родителями и ребёнком одновременно. Говорить о проблеме вместе с родителями, что бы выяснить, кто виной происходящему. Чаще всего, на моей кушетке аналитика оказывается не ребёнок, а родитель, как писалось выше – ребёнок это следствие родительского фантазма. Если требуется работа с ребёнком, первое, что я делаю – это прошу нарисовать рисунок и дать его интерпретацию. С помощью рисунка можно выяснить, что беспокоит ребёнка, какие у него есть роли в семье, что происходит в семье. Психолог не оракул, он не может со 100% утверждать что-то по рисунку. Однако он может получить общее понимание и представление, получить так, сказать карту психической жизни ребёнка.

Если ребёнок уже более-менее взрослый, происходит лечение разговором. Ребёнок что-то говорит, это как-то интерпретируется. Если ребёнок ещё имеет плохую речь, либо не имеет ещё вовсе, например, аутист, происходит работа через игру. Я сажусь и начинаю играть с ребёнком, выше вы читали пример моей работы. Т.е. в ходе этой «игры» и происходит некое лечение.

Когда психолог не поможет?

Частый вопрос «а вы точно поможете»? Психолог это не волшебник и не врач. Он не может знать на 100%, поможет ли он конкретному человек или нет. Однако то, что он попытается – это факт. За это он и получает деньги. Психолог не сможет помочь, когда изменения носят сильный характер, либо есть органические изменения мозга, ЦНС. Иногда бывают ситуации, когда ребёнок видит выход только в своём поведении. Измененить что-то полностью, бывает – невозможно. Обычно ребёнка приводят тогда, когда уже поздно, когда уже работать слишком долго и главное – дорого. Ребёнка нужно водить год, два, прежде, чем будут адекватные изменения. В итоге ребёнка выдёргивают из терапии, и остаётся нерастворимый осадок. Более того, бывают семьи разные. Бывают такие семьи, где у ребёнка нет шансов выжить, если не баловаться.

Психолог в школе.

В чём отличие обычного психолога и школьного? Да практически во всём. Надо понимать, зачем вообще сделали школьного психолога? Основная задача школьного психолога сводится к тому, что бы

А) не допустить «срыва» ребёнка в психоз.

Б) диагностика детей.

Иными словами, школьный психолог нужен в школе для того, что бы вовремя определить ребёнка в пограничном состоянии и отправить его на обследование в больницу, либо посоветовать обращение к психологу. Выше я писал, что зачастую ребёнка приводят тогда, когда уже поздно в виду запущенности ситуации. Как раз таки школьный психолог позволяет не упасть ребёнку в психоз, выявить какие-то проблемы в самом начале.

Лечением данный психолог не занимается. Разве только за отдельную плату.

Вывод.

Мы узнали, что ребёнок это плод родительского фантазма. Родители дают ребёнку место, из которого он любим. Это место может не соответствовать общественным моралям и догматам, но всё же оно есть. Тревога может возникать, когда это место «пошатывается». Поведение ребёнка предназначено только для родителей и ни кому больше.

Психолог бывает разный. Чаще всего «лечение» происходит в процессе игры и интерпритаций. При этом «лечением» должен заниматься не школьный психолог, суть которого – диагностика, а реальный.

Записаться на приём к психологу