Педагог-психолог

Маленький ребенок, попав в детский сад, сталкивается со множеством проблем. Ему необходимо придерживаться строгого режима дня, общаться со своими ровесниками, выполнять указания воспитателя. Такая обстановка может стать причиной серьезного нервного потрясения крохи. Именно поэтому во всех дошкольных учреждениях работают педагоги-психологи, наблюдающие за состоянием малышей и помогающие им адаптироваться в кругу взрослых и сверстников.

 

         Педагог-психолог. Чем занимается?

Основной целью функциональной деятельности педагога-психолога является обеспечение максимального комфорта жизни ребят в условиях ДОУ. При этом он ориентируется на общие и индивидуальные особенности развития детской психики.

       Педагог-психолог работает в трех направлениях:

  1. Взаимодействие с детьми.Педагог психолог

На занятиях с малышами специалист определяет их поведенческие особенности, природные способности, страхи. Зная индивидуальные черты характера каждого дошкольника, педагог помогает ему приспособиться к новым условиям жизни, занять правильную позицию в коллективе, разрешать возникающие конфликты.

  1. Сотрудничество с семьями.

Психолог не только помогает родителям осознать новый статус крохи, но и консультирует их по вопросам, касающимся развития ребенка, а также ориентирует на новый путь в воспитании. Кроме этого, педагог выявляет отклонения в развитии детей и сообщает о них мамам и папам, предлагая обратиться к врачам.

  1. Кооперация с учебно-воспитательным персоналом.

Специалист помогает воспитателям найти общий язык с ребятами, а также принимает участие в работе с проблемными дошкольниками.

         К основным формам работы педагога-психолога относятся:

  1. Плановая и ситуативная психодиагностика.

Первый тип исследования направлен на анализ развития основных психических процессов воспитанников и контроль над приобретением ими необходимых знаний и умений. На протяжении года педагог изучает взаимоотношения ребят, выявляет лидеров и одиночек, вместе с воспитателем разрабатывает методы улучшения детского общения.

Второй вид диагностики ориентируется на оценку реакции малыша на различные проблемные ситуации (развод родителей, плохое отношение ровесников и т.д.).

  1. Плановые консультации и беседы по требованию.

В первом случае специалист лично выбирает темы консультаций, обращая внимание на их актуальность для детского сада, воспитателей и родителей. Обычно рассматриваются вопросы, касающиесяПедагог психолог влияния семьи на развитие ребенка, способов повышения эффективности общения взрослых и ребят и т.д.

Индивидуальные беседы педагог проводит, чтобы помочь мамам и папам решить проблемы, связанные с психическим состоянием их детей. Психолог не только дает родителям советы, но и подбирает для них подходящую литературу.

  1. Психопрофилактическая деятельность, к основным задачам которой относятся:

– развитие у воспитателей, родителей и ребят общей психологической культуры путем проведения тренингов и лекций;

– помощь малышам в процессе адаптации к образовательной среде детского сада;

– предотвращение детских стрессов, связанных с неблагоприятными условиями пребывания в ДОУ;

– оптимизация форм коммуникации, направленная на создание благоприятного психологического климата в группе детей.

  1. Работа коррекционно-развивающего направления.

С согласия родителей или других родственников педагог-психолог проводит специальные занятия, направленные на ускорение развития какой-либо психической функции или коррекцию личностной и эмоциональной сферы.

 

         Общие задачи педагога-психолога

Педагог-психолог, работающий в детском саду, ставит перед собой следующие задачи:

  1. Помочь каждому ребенку стать полноценным членом детского коллектива и комфортно чувствовать себя в условиях    дошкольного учреждения.
  2. Исследовать знания, умения и способности малышей, вовремя определять возможные отклонения.
  3. Разрабатывать различные мероприятия, направленные на всестороннее развитие воспитанников детского сада.
  4. Помогать родителям развиваться вместе с детьми при помощи общих и личных консультаций.
  5. Анализировать поведение, навыки, проблемы ребят.
  6. Педагог психологСотрудничать с персоналом ДОУ в нестандартных ситуациях.
         Педагог-психолог не имеет права:
  1. Ставить крохе конкретный диагноз.
  2. Назначать и проводить лечение.
  3. Настаивать на обязательности использования разработанных программ.
  4. Работать с детьми без согласия родителей.
  5. Использовать методы, приносящие ребятам вред.

 

         Различия между обычным психологом и педагогом-психологом в ДОУ

Педагог-психолог в детском саду работает со здоровыми малышами, выявляя в ходе занятий с ними возможные отклонения от установленных норм. Его основной функцией является педагогическое сопровождение воспитанников. Соответственно, он не имеет права ставить диагноз и заниматься лечением проблемных деток.

Педагог-психолог лишь предупреждает родителей о замеченных странностях, чтобы мамы и папы вовремя обратили на них внимание, а затем отвели свое чадо к узкопрофильному специалисту.

Все советы педагога-психолога в дошкольном учреждении не носят лечебного характера. Его функциональная деятельность направлена на помощь во взаимодействии крохи с окружающим миром.

 

         Где обучают на педагога-психолога?

Для выполнения своих функций педагог-психолог должен иметь высшее образование. Данному специалисту недостаточно знания методов и приемов работы. Он должен суметь стать авторитетом для дошкольников, найти с ними общий язык, подобрать ключ к каждому малышу. Соответственно, получить профессию педагога-психолога можно, пройдя обучение в очной или очно-заочной форме. Обучение в заочной форме для этой специальности не предусмотрено.Педагог психолог

Студент может ограничиться получением образования в вузе, а в дальнейшем совершенствовать свои навыки на курсах повышения квалификации. Однако лучше изначально окончить техникум, поскольку учебная программа этого учреждения предусматривает большое количество практических занятий. Практика очень важна для будущего педагога-психолога, ведь данная профессия требует умения быстро ориентироваться в сложных ситуациях и импровизировать.

Окончив среднее специальное заведение, студент может поступить в вуз. При этом его обучение будет проходить по сокращенной программе.